Простаивающие с советских времен военные заводы снова действуют и массово ищут сотрудников. Причина возрождения оборонной промышленности понятна и проста: в стране — война, и армию нужно обеспечивать разномастной безотказно работающей техникой и комплектующими к ней.
Вот только предприятия госконцерна «Укроборонпром», вернувшись к активной работе спустя 25 лет, столкнулись с дефицитом нужных специалистов. Ведь ценные сотрудники ушли с умирающих заводов еще в 90-х и сейчас им уже по 45–50 лет, знания серьезно устарели либо подзабыты. На заводах же в основном работают люди пенсионного либо предпенсионного возраста.
«Вести» проанализировали вакансии крупнейших оборонных предприятий, чтобы понять — есть ли смысл на них возвращаться, кто востребован больше всего и как на практике устроиться на работу.
СРОЧНО НУЖНЫ… ДИРЕКТОРА
Советник президента Юрий Бирюков пишет, что в конце 2014 года (война шла уже больше полугода) он посетил несколько заводов по ремонту техники и застал жалкое зрелище. Например, на Львовском автомобилеремонтном заводе в разгар рабочего дня понедельника в цехах было пусто, и только кое-где тлели буржуйки. Директор сообщил, что завод не получает финансирования, и у них нет даже экономиста для составления сметы.
«С тех пор ищем нового директора и еще 100 директоров для таких госпредприятий», — отмечает Бирюков. Например, несмотря на то, что сами заводы работают в три смены, в данный момент до сих пор нет руководства на таких важных стратегических заводах, как харьковский Завод имени Малышева (восстановление и производство танков и БТР), Львовский бронетанковый завод (восстановление бронетехники), Киевский бронетанковый завод и т. д.
Прием документов на эти вакансии (отбор — конкурсный) начали в марте, а сами конкурсы проводятся лишь сейчас. В данный момент принимают документы лишь на 17 вакансий (см. таблицу), но, как рассказали «Вестям» в отделе кадров концерна «Укроборонпром», их количество может вырасти — часто результаты конкурса не удовлетворяют комиссию, и их проводят повторно. Поэтому, если чувствуете в себе потенциал и соответствуете требованиям (см. таблицу), есть смысл на сайте ukroboronprof.com.ua с помощью спецформы отправить свое резюме, и вас могут пригласить поучаствовать в ближайшем конкурсе, в том числе и повторном.
ПРИВЛЕКАЮТ ЧАСТНИКОВ
По словам замгендиректора «Укроборонпрома» Сергея Пинькаса, в список оборонпредприятий входит 134 госпредприятия различной направленности. Но 13 из них расположены в Крыму, 18 — на подконтрольной боевиками территории. Еще три десятка доведены до банкротства, а еще 56 — глубоко убыточные. То есть от силы в Украине «живыми» являются не более двух десятков предприятий. Поэтому такого огромного количества рабочих мест, как при Союзе, когда на оборонку работали десятки тысяч людей, не ожидается.
Кроме того, сейчас для работы над военными проектами не требуется много людей. Инженеров на военные заказы (причем, часто из тех, кто раньше работал на военных заводах) сейчас берут не в штат, а на условиях проектного финансирования. Например, 10 тыс. грн (суммы доходят и до сотен тысяч, в зависимости от сложности), но не в месяц, а за объем работы. «Чтобы создать автоматизированную систему управления для нашей армии понадобилось объединить усилия около 20 специалистов из частного сектора. Мы их привлекли на полгода. Раньше для такого проекта потребовалось бы несколько сотен инженеров и несколько лет работы», — говорит конструктор Тарас Поручник.
Небольшое количество вакансий штатных инженеров все равно есть (по 1–2 вакансии практически на каждом оборонном заводе), но с довольно скромной зарплатой от 3 до 5,5 тыс. грн. И работа, как правило, не связана с проектированием, а больше с контролем качества, выбором оборудования и оформлением документации (например, по охране труда).
РАБОЧИЕ РУКИ: НУЖНЫ ДЛЯ СТАНКОВ И СВАРКИ
Сотрудники рабочих специальностей на заводы, естественно, требуются, но в небольшом количестве. Например, Завод имени Малышева ищет лишь около 10 человек (заточник, зуборезчик, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и т. д.), на «Меридиан» — до 15 (электрогазосварщики, токари, наладчики станков, фрезеровщики, электромонтеры), а на заводе «Радар» мы насчитали лишь 12 вакансий. Причем всем нужны лишь наиболее квалифицированные специалисты — 5-го и 6-го разрядов.
равда, уровень зарплат не соответствует рыночному — если на заводе сварщику предлагают 4–4,5 тыс. грн, то на СТО столько денег он заработает за несколько дней, переварив днище 2–3 машинам, или на фирме по установке окон, заварив несколько балконов. С другой стороны, работа на заводе привлекает официальным устройством (тем, кто задумывается о пенсии, это важно), раз в год можно получить профсоюзную путевку, а заводские столовые всегда отличаются дешевизной.
Кроме того, посменная работа позволяет совмещать две работы (вторая смена начинается в 16:00, а до этого времени можно сделать другую работу, если, конечно, позволяет здоровье, ведь любое производство — тяжкий физический труд).
ДИРЕКТОРАМ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ
Наибольшая интрига — какие зарплаты будут получать новые директора оборонных предприятий. В «Укроборонпроме» нам сказали, что на этот вопрос пока ответа нет. Ранее официальная зарплата руководителей таких предприятий составляла 4800–8500 грн (в зависимости о количества подчиненных). Однако, судя по озвученным Генпрокуратурой данным, для предыдущих директоров эти цифры немного значили: по итогам проверки в 2014 году 17 госпредприятий «Укроборонпрома» были выявлены хищения и растраты на сотни миллионов гривен.
Советник Минэкономразвития Адомас Аудицкас рассказал «Вестям», что руководитель в крупной компании должен получать десятки тысяч долларов в месяц, «тогда воровать не будут». Но не просто так, а за конкретные результаты (например, это могут быть дивиденды или процент от прибыли). Аудицкас анонсировал, что в министерстве готовят реформу госсобственности, которая решит этот вопрос.
ПЕРЕШЛИ НА КОТЛЫ
Оборонные заводы за десятилетия отсутствия госзаказов перешли на мирные товары: «Меридиан» производит дозиметры, «Визар» — конвекторы, «Радар» — котлы, «ФЭД» — насосы. Есть и пример переориентации гражданских заводов. Так, «Маяк» вместо магнитофонов занимается переделкой калашей в охотничьи карабины.
В МИНОБОРОНЫ ИЩУТ ПРОФЕССОРА И ШЕФА ВОЕНКОМОВ
Помимо вакансий «Укроборонпрома», на сайте Минобороны мы нашли объявления (около 50) о поиске сотрудников и для самого министерства. В частности, 32 вакансии открыты в Военной академии (г. Одесса) — там ищут преподавателей. Зарплата оставляет желать лучшего — от 1551 грн для младшего научного сотрудника до 3280 грн для профессора. В самом МО ищут человека на должность главы мобилизационного отдела (зарплата не указана). Причем взять на работу готовы любого управленца (от 5 лет опыта) и без военного образования.
В АРМИЮ ВЫГОДНЕЕ ПОЙТИ ПО КОНТРАКТУ
Для тех, кто не мобилизован, но хочет служить, есть возможность пойти в армию по контракту. Берут даже не служивших мужчин в возрасте от 18 до 25 лет (старше 25 — тех, кто служил) и женщин от 18 до 40 лет на должности рядового, сержантского и старшинского состава. Принимают на контракт и офицерский состав — из числа военнослужащих, окончивших военные вузы или военную кафедру. Отбор происходит круглый год через военкоматы. Главный плюс — зарплата от 2400 до 6200 грн/месяц. Тогда как обычному мобилизованному платят 1200–4200 грн.